Запомнить

Екатерина Максимова
Народная артистка СССР

1.02.1939—28.04.2009


«Великая балерина», «чудо природы», «олицетворение Музыки», «самая интеллигентная и самая деликатная балерина наших дней», «великая балерина и лучезарное дарование», — этими эпитетами была неоднократно награждена великолепная Максимова.

Катя с детства мечтала танцевать. Когда ей было 10 лет, она упросила маму отвести ее в Московское хореографическое училище (МХУ) и была сразу принята. Старейшина московского балета В. Д. Тихимиров, видевший Катю еще перед вступительными экзаменами, предсказал ей большое театральное будущее и оказался прав. Максимова очень рано стала знаменитой — ученицей уже 2-го класса, она так ярко выступила в маленькой роли Белочки в детской опере «Морозко», шедшей на сцене Большого театра, что привлекла внимание зрителей и критиков.

Еще в училище балетмейстеры ставили специально для Максимовой: в 7-м классе она исполнила номер В. А. Варковицкого «Соловей» на музыку А. А. Алябьева; сам великий К. Я. Голейзовский поставил для нее и И. Хмельницкого «Романс» на музыку С. В. Рахманинова. В 1960 году Касьян Ярославович создал для Максимовой «Мазурку» на музыку А. Н. Скрябина и «Фантазию» на музыку С. Н. Василенко. Уже в седьмом классе Максимовой доверили настоящую балеринскую партию — роль Маши в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке В. И. Вайнонена. Именно с этой ролью она завоевала свою первую золотую медаль на Всесоюзном конкурсе артистов балета в 1957 году.

Максимова танцевала в школьном концерте в честь посещения училища королевой Бельгии Елизаветой, а когда в Москве проходили первые гастроли французского «Гранд-опера», именно ее Харальд Ландер выбрал для показа своих принципов построения классического урока.

После окончания окончила МХУ по классу Елизаветы Павловны Гердт, которая привила своей ученице не только безупречный классический стиль, но и артистизм, тонкую культуру интонирования, научила личностному переживанию музыки, Максимова сразу стала солисткой балета Большого театра.

С первого же сезона ей поручают сольные партии в классических спектаклях, а новый балетмейстер Юрий Николаевич Григорович предлагает главную роль Катерины в московской премьере балета С. С. Прокофьева «Каменный цветок» — самой новаторской для советского балетного театра того времени постановке. С первого своего появления — и навсегда — Максимова становится настоящей любимицей публики. В этом же году она выезжает вместе с театром на гастроли в Америку, где сразу очаровывает зрителей, а восхищенная пресса называет ее «чудесным маленьким эльфом», «бэби Большого балета».

В 1960 году Екатерина Максимова становится первой ученицей великой Галины Улановой, в которой она, по словам самой Максимовой, нашла «…не только педагога, но и прекрасного человека, многому научившего в жизни и искусстве. Сила ее художественного и человеческого влияния — беспредельна». Уланова репетирует с ней партию Жизели; Максимова — самая юная исполнительница этой сложной и в техническом, и в актерском отношении роли, но ее исполнение безоговорочно признают даже самые строгие критики. Редкая красота, идеальные пропорции фигуры, природный дар грации и безграничное обаяние, легкость и элегантная непринужденность самых сложнейших па в сочетании с истинным артистизмом — слагаемые сценического облика Екатерины Максимовой.

Жизель, Одетта-Одилия, Мария — в «Бахчисарайском фонтане», Золушка... Она перетанцевала все лирические партии.

Но в 1965 г. Екатерина Максимова неожиданно для всех блистательно выступает в бравурной партии Китри в балете Л. Ф. Минкуса «Дон Кихот». Это становится настоящим событием — виртуозное мастерство Максимовой, яркая комедийность до сих пор остаются непревзойденным эталоном исполнения этой роли.

Она стала первой исполнительницей партий Фригии в балете «Спартак», Маши в «Щелкунчике» и принцессы Авроры в «Спящей красавице».

Максимова всегда обладала большим сценическим обаянием, филигранной отточенностью и чистотой танца, грацией и изяществом пластики. Это и определила широкий диапазон ее творчества.

Она танцевала на лучших сценах мира: трагическую Юлию из «Ромео и Юлии» Мориса Бежара и жестокую Розу в «Голубом ангеле» Ролана Пети, Татьяну из «Онегина» Дж. Кранко и Ромолу из балета Б. Менегатти «Нижинский» (театр «Сан-Карло»).

Максимова всегда считала, что «неважно, где танцевать, — важно танцевать». Поэтому не ждала самых выгодных предложений и не требовала наилучших условий — когда возникли проблемы с главным балетмейстером Большого театра Ю. Н. Григоровичем и Максимовой перестали давать спектакли, она с большим интересом стала работать в московском театре «Классический балет», сниматься в фильмах, выступать в концертах, гастролировать. Всегда работала там, где предлагали, главное — чтобы роли, спектакли увлекали ее.

Балет, танец занимают всю жизнь Екатерины Максимовой — на какие-то другие увлечения времени практически не остается. Лучший отдых для нее был — в деревне Рыжовка под Костромой, где она с мужем всегда проводила отпуск, предпочитая среднерусскую природу любым фешенебельным курортам. Очень любила собирать грибы, просто гулять по лесу. С удовольствием принимала гостей, сама для них готовила, изобретала какие-то особые закуски, салаты. Считала друзей главным богатством своей жизни. Любимые композиторы — в разные времена разные: Прокофьев, Чайковский, Моцарт. Также и любимые писатели — когда-то предпочитала Тургенева, когда-то Достоевского, Чехова, Бунина. Очень любила Ахматову и Цветаеву, но самый любимый поэт — Пушкин.

В расчете на неповторимую индивидуальность Максимовой ставили свои спектакли многие балетмейстеры современности. Среди которых и Д. Брянцев, создавший для Максимовой необычную хореографию в телебалетах «Галатея» (1977) и «Старое танго» (1979).







Ссылки:

Анатолий Адоскин | Борис Бабочкин | Александр Белинский | Нина Бердюгина | Эльвира Бруновская | Алла Бузкова | Алексей Вакулин | Андрей Вермель | Евгений Весник | Вера Вотчал | Михаил Вотчал | Виталий Доронин | Елена Доронина | Анна Дурова | Алексей Казанцев | Николай Караченцов | Наталья Крымова | Борис Левинсон | Наталья Левинсон | Екатерина Максимова | Татьяна Максимова | Лида Нестеренко | Александр Овчинников | Марианна Островская | Николай Парфенов | Евдокия Петрова | Михаил Погоржельский | Никита Подгорный | Леонид Почивалов | Констанция Роек | Пров Садовский-внук | Пров Садовский-правнук | Владимир Сальников | Аркадий Смирнов | Галина Соколова | Валерий Соловьев | Виталий Соломин | Алексей Спивак-ст. | Борис Телегин | Николай Тугарин | Александра Турган | Екатерина Черненко | Мария Шателен | Юрий (Фима) Шемякин | Владимир Шлезингер | Владимир Этуш | Анатолий Эфрос | Сергей Юрский | Юрий Яковлев
 
Электропочта: shelykovo@theatre.ru