Запомнить
<< Констанция Роек

Все началось с «Сотворения мира»

Подмосковные известия

Пятьдесят лет назад — был октябрь первой послевоенной осени — на сцене Малого театра появилась юная актриса Констанция Роек, только что окончившая Щепкинское училища Дебют состоялся в спектакле «Сотворение мира» Н. Погодина (Нонка — так звали ее героиню). Роек пришла в Малый театр, когда в нем творили выдающиеся мастера, подлинные корифеи русской театральной школы. В таком окружении нетрудно было затеряться. Но случилось иначе. Ей - начинающей актрисе — сразу доверили сложнейшую роль мирового репертуара — Ларису в «Бесприданнице» А. Островского. И исполнение этой роли стало признанным достижением Роек.

О ней восторженно заговорили, о ней писали самые известные театральные специалисты. «В ее исполнении, — отмечалось в одном из разборов спектакля, — немало выразительности, искренности, изящной простоты. Мы верим душевной чистоте Ларисы, ее моральному превосходству над тем страшным миром, среди которого суждено ей жить».

Верная ученица великой Пашенной — своего педагога по училищу, Роек восприняла от нее максималистское понимание отношения к искусству, умение подлинной жизнью наполнить сценический образ. Каждая новая работа актрисы становится большим праздником для любителей театра. Галерея полнокровных сценических созданий Роек так ярка и значительна, что без них не представишь себе всей полноты театрального богатства. Умеющая горячо любить и отдать себя без остатка любимому Маша из «Живого трупа» Л. Толстого, принципиальная и вместе лирически женственная Дина в «Опасном спутнике» А. Салынского (в этом спектакле Роек впервые встретилась на сцене с будущим своим мужем — замечательным артистом Виталием Дмитриевичем Дорониным, тогда только пришедшим в Малый театр и ярко проявившим себя в роли Селихова), изысканная, душевно тонкая и умная Сарра в чеховском «Иванове» (непревзойденный шедевр актрисы), пленительно женственная Глафира в комедии А. Островского «Волки и овцы», душевно чистая и восприимчивая Элиза в «Пигмалионе» БШоу (к счастью, по спектаклю был снят фильм, сохранивший работу актрисы и ее партнеров), блестящая, горящая холодным огнем Ренева в «Светит, да не греет» А. Островского и Н. Соловьева (еще один непревзойденный сценический шедевр!) — вот только некоторые из сыгранных ею в разные годы ролей. Ах, как бы хотелось перечислить все!

Роек — актриса от Бога. Те, кто хоть раз видел ее на сцене, сразу же попадали под магическое воздействие ее актерского обаяния. С ней работали большие режиссеры: А. Дикий, Л. Волков, К. Зубов, АТончаров, Б. Вабочкин, к работе с ней готовился Л. Варпаховский. Болезнь помешала актрисе сыграть намеченные для нее роли: Комиссара в «Оптимистической трагедии», шекспировскую Клеопатру к, думаю, многие другие. Когда она вышла только в эпизоде в спектакле «Достигаев и другие», известный искусствовед Б. Бялик отметил: «Роек превратила роль графской любовницы Жанны, состоящую из нескольких реплик, в маленький шедевр актерского искусства». Такова Роек.

Природа одарила Констанцию Роек умом и талантом, способностью любить и быть любимой. В жизни она удивительно любознательна. Ее кумир — Чехов. Его она понимает как никто. События в искусстве оценивает на редкость точно, с душевным небезразличием.

Поздравляя Констанцию Францевну с юбилейной датой, пожелаем ей здоровья, добра и счастья.

Александр Шевляков, 5.10.1995

 
Электропочта: shelykovo@theatre.ru