Запомнить
<< Александр Овчинников

Александр Овчинников

Театральная Москва

В труппе Малого театра немало одаренных молодых артистов. Судьбы их складываются неодинаково, но каждая по-своему интересна. В любой биографии можно найти типичное для всех и, разумеется, что-то особенное, свое.
Александр Овчинников профессию выбрал не сразу. Будущий актер учился на вечернем отделении Энергетического института, работал, служил в армии и только потом решил попытать счастья в Театральном училище имени Щепкина. Приемные экзамены уже закончились, но для вчерашнего солдата сделали исключение. Овчинников успешно выдержал испытания и был зачислен на курс известного режиссера и педагога В. Цыганкова. Щепкинцы нередко участвуют в массовых эпизодах спектаклей Малого театра. Студент Овчинников сыграл на прославленной сцене четыре роли, в том числе Януса из «Криминального танго» Э. Раннета, был занят в премьере «Царя Федора Иоанновича» А. К. Толстого. Начинающий артист энергично догонял упущенное время. Его способности, подкрепленные желанием серьезно работать, привлекли внимание руководителей Малого театра. Выпускника пригласили в труппу, и за четыре года, прошедшие с той поры, Овчинников выступил почти в двух десятках ролей. Были среди них и маленькие и большие, но каждую отличала продуманность и верное понимание специфики драматургического материала. Зритетелям, вероятно, запомнились такие его актерские работы, как Чино («Украли консула!» Г. Мдивани), Янек из «Средства Макропулоса» К. Чапека, Дима («Вечерний свет» А. Арбузова).
Александру часто приходилось входить в готовый спектакль, дублировать других исполнителей. Большинство вводов планируется заранее, но нередко в театральной практике возникают экстренные случаи, когда актер должен за считанные часы, после одной-двух репетиций оказаться в полной готовности к выходу в новом образе. Так Овчинников появился в роли князя Шаховского в «Царе Федоре Иоанновиче», почти так же вошел в спектакль «Униженные и оскорбленные» на роль Алеши. Эти две работы продемонстрировали профессионализм молодого артиста, умеющего раскрыть всю сложность изображаемого характера и при этом выделить в нем главное. Актеру удалось найти верные краски и для мольеровского Леандра из «Плутней Скатана», точно соответствующие и стилистике пьесы и всему строю спектакля. А роль Эгмонта в пьесе Г. Гауптмана «Перед заходом солнца». Овчинников подготовил самостоятельно, и столь удачно, что стал играть ее на равных правах с первым исполнителем.
Александр Овчинников органичен и достоверен и в современном характере. Играя своего сверстника Георгия в спектакле «Над светлой водой» В. Белова, актер убеждает в глубоком знании внутреннего мира молодого человека наших дней. Серьезно вглядываясь в характер своего персонажа он не старается сгладить его противоречий, идущих от самой жизни. Георгий выходит на рубеж духовной зрелости, а вот болгарский юноша Богдан из спектакля «Маленькая эта Земля» Г. Джагарова еще далек от возмужания. Овчинников дает эскизный портрет, в котором легко угадываются знакомые, привлекательные черты сегодняшнего младшего поколения, со всеми его неоспоримыми достоинствами и преходящими недостатками. Актер смотрит на Богдана с доброй улыбкой, и юмор исполнителя обогащает светлое, оптимистическое звучание образа. За последнее время Овчинников выступил в нескольких премьерах. Не за горами еще две — «Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молина, где актер репетирует роль дона Себастьяна. В этом спектакле будут заняты только молодые артисты Малого театра. Назначен он также и на роль Макса в инсценировке романа Ю. Бондарева «Берег».
Интересная работа завершена в кино. Фильм «Пыль под солнцем» рассказывает о событиях гражданской войны. Образ выдающегося советского полководца, впоследствии Маршала Советского Союза М. Н. Тухачевского, создан в нем Александром Овчинниковым.
У молодого актера, коммуниста Овчинникова, кроме чисто художественных интересов, много общественных забот. Комсомольцы Малого театра избрали его секретарем комитета ВЛКСМ. Планы и надежды артиста крепко связаны с будущим коллектива, в котором успешно началась и продолжается его творческая жизнь.

А. Варламов, 1978

 
Электропочта: shelykovo@theatre.ru